10 интересных фактов об автомобиле «Волга»


Нижегородский автомобильный завод имени Молотова, который позднее был переименован в Горьковский автозавод — ГАЗ.

1 января 1932 года открылся Нижегородский автомобильный завод имени Молотова, который позднее был переименован в Горьковский автозавод — ГАЗ. Одно из главных предприятий советского автопрома за свою более чем 80-летнюю историю выпустило немало знаковых моделей автомобилей, в число которых входит и легендарная «Волга».»РГ» представляет подборку фактов о советском символе успеха, благополучия и достатка.

1. «Волга» пришла на смену автомобилю «Победа». Разработкой новой модели занимался скульптор Лев Еремеев, который работал в свое время над ЗиМом (первой представительской моделью Горьковского автозавода). Новой машине дали имя «Победа-М21» — именно она впоследствии и станет «Волгой». Параллельно над моделью работал англичанин Джон Вильямс, работавший в кузовном КБ ГАЗа — его вариант назывался М21 «Звезда».


Советский автомобиль ГАЗ-М21 «Волга»

Внешний облик «Волги» был создан с опорой на американский «стайлинг», в котором в то время преобладали авиационные и ракетно-космические мотивы. Однако к моменту начала серийного производства зарубежные коллеги уже ушли далеко вперед.

2. Первые три серийные «Волги» были готовы в октябре 1956 года. Они имели звезду на радиаторной решетке. После полевых испытаний модель представили в Кремле маршалу Георгию Жукову. Рассказывают, что он раскритиковал облицовку радиатора, которая походила на «акулий оскал» (решетка имела широкие вертикальные прорези). За неделю дизайнеры и конструкторы нашли, как исправиться — они сделали решетку с горизонтальными прорезями и приделали к ним звезду.

Сегодня оригинальные «Волги» первого выпуска считаются дорогим раритетом.

3. Автомобили второго выпуска имели крупноячеистую радиаторную решетку и знаменитого оленя на капоте (который попал на машину с герба Горького). Третий выпуск был уже без оленя и с радиатором с мелкими ячейками — этот вариант был самым многочисленным и выпускался до июля 1970 года.

4. За полет в космос Юрий Гагарин получил ГАЗ-21 второй серии специальной сборки — черного цвета, с голубым салоном и люксовым хромом. Год выпуска — 1960, регистрационный знак — 78-78 МОД. Сейчас эта «Волга» находится в музее в городе Гагарин (Гжатск).


Черный седан ГАЗ-21, автомобиль 1960 года «рождения», хранится сейчас в доме-музее первого космонавта в г. Гагарин Смоленской области.

5. В 1964 году три «Волги» ГАЗ-21 приняли участие в ралли Монте-Карло. Призовых мест они не заняли, но это все равно было большим достижением: в гонках стартовало почти 300 автомобилей, а до финиша дошли лишь чуть более половины из них. Советская команда, при этом, шла без предварительного ознакомления с трассой, при отсутствии сервисной поддержки и знания французского.


Модель автомобиля: 1964 ГАЗ-21 «Волга» #31 Сергей Тенишев — Анатолий Дмитриевский XXXIII Rallye Monte-Carlo
Наименование модели: 1964 VOLGA M21 S.Tenishev — A.Dmitrievsky

6. ГАЗ-21 выпускали в двух кузовах — четырехдверный седан и грузопассажирский универсал. Для такси изготавливали особые версии — ГАЗ-21Т и ТС (экспортный вариант). В них были раздельные передние сиденья (а не диван), чтобы пассажиры могли перевозить крупногабаритные грузы, имелся встроенный таксометр и ставший культовым зеленый огонек.

7. «Волга» снималась почти во всех советских кинофильмах, начиная с 1956 года. В их числе — «Берегись автомобиля», «Три тополя на Плющихе», «Бриллиантовая рука». Также ГАЗ-21 можно увидеть в клипах групп «Megadeth» (песня «Kill The King») и «Rammstein» («Du Hast»)Шесть моделей Fiat, ставших легендами в Италии и за ее пределами

Фрагмент легендарного фильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля»

8. В 1970 году на смену устаревшей модели пришла новая модификация — ГАЗ-24. Автомобиль также «прижился» в таксопарках. Он пользовался огромной популярностью в Европе: динамичный, большой, быстрый, с тяговитым мотором.

9. Модифицированный вариант ГАЗ-24-24 использовали в качестве машины сопровождения правительственных автомобилей. Внешне он не отличался от серийной модели, однако внутри имел рычаг автоматической трехступенчатой коробки передач, мотор мощностью 195 лошадиных сил , усиленную подвеску, руль с гидроусилителем. По некоторым данным, эти автомобили могли развивать скорость до 200 километров в час.

10. Существует несколько вариантов автомобиля «Волга», которые, по разным причинам, не пошли в серию. Так, например, ГАЗ М-73 (1955 год) имел полный привод и предназначался для председателей колхозов и сельских администраций, чтобы передвигаться по грязи. Концепт ГАЗ М-24 (1967 год) имел четыре фары, однако в серию пошел вариант с двумя фарами, но большего размера.

ГАЗ 24-95 (1974 год) был создан специально для Брежнева: в сборке полноприводного варианта использовали узлы и агрегаты автомобиля УАЗ-469. На одной такой «Волге» Леонида Ильича перевозили по его охотничьему поместью в Завидово. «Гибридов» ГАЗа и УАЗа собрали несколько штук, до сегодняшнего дня, по некоторым данным, сохранилось два из них.